Снятие
Впускной трубопровод
|
1. Снимите ручейковый ремень привода генератора (см. Главу Текущее обслуживание).
2. Снимите рулевой насос.
3. Снимите генератор и компрессор кондиционера воздуха с опорными кронштейнами.
4. Отсоедините от блока цилиндров шланги, патрубки и электропроводку. Снимите кронштейны контактных разъемов.
5. Снимите датчики положения коленчатого и распределительного валов, а также датчика детонации.
6. На двигателях DOHC снимите расширительный бачок системы охлаждения.
7. Выверните крепежные болты и снимите сборку впускного трубопровода с уплотнительной прокладкой.
8. Снимите патрубок охладительного тракта.
9. Снимите компоненты привода ГРМ (см. Раздел Разборка привода ГРМ, — снятие, проверка состояния и установка компонентов).
10. Снимите крышку головки цилиндров и компоненты привода клапанов (см. Раздел Снятие, проверка состояния и установка распределительных валов). |
|
Головка цилиндров
Порядок отдавания болтов крепления головки цилиндров на двигателях SOHC
Порядок отдавания болтов крепления головки цилиндров на двигателях DOHC
|
1. Выверните болт крепления направляющей трубки щупа измерения двигательного масла (только для левой головки цилиндров).
2. Действуя в строго определенном порядке, отдайте болты крепления головки (начинайте с левой).
Болты (1) и (4) оставьте завернутыми на три-четыре витка с целью удержания головки.
|
3. Снимите головку и ее уплотнительную прокладку.
4. Действуя в аналогичной манере, снимите правую головку цилиндров. |
|
Разборка
Детали установки компонентов клапанного механизма на моделях SOHC
После сжатия клапанной пружины сухари разрезного замка могут быть извлечены при помощи пинцета или намагниченной отвертки
Извлечение сухарей производится через выборку в стенке оправки инструмента для сжатия пружин
Проверка состояния компонентов
Литье головки цилиндров
|
|
1. Проверьте литье головки на наличие трещин и прочих повреждений. |
2. При помощи измерителя плосткостности (поставленная на ребро стальная линейка) и щупа лезвийного типа определите величину неплоскостности сопрягаемой поверхности головки цилиндров. Если результат измерения превышает предельное допустимое значение (см. Спецификации) головку следует отдать в проточку. |
 |
|
Помните, что причиной развития неплоскостности сопрягаемой поверхности может явиться неравномерность затягивания болтов крепления головки!
|
Седла клапанов
Геометрические параметры седел клапанов
|
|
Оцените состояние фасок клапанных седел. В случае необходимости произведите восстановление рабочих поверхностей путем проточки, либо обработки фасок шлифовальным камнем.
При замене направляющих втулок клапанов обработка фасок производится в обязательном порядке. Геометрические параметры седел клапанов показаны на сопроводительной иллюстрации, сравните фактические характеристики с требованиями Спецификаций, в случае необходимости произведите соответствующий восстановительный ремонт.
|
|
 |
|
Направляющие втулки клапанов
Выпрессовывание направляющих втулок клапанов производится при помощи специального приспособления
Посадка направляющей втулки производится с применением специального калиброванного ограничителя величины выступания
 |
|
|
|
1. Определите величину зазора посадки клапана в направляющей втулке. Зазор может быть вычислен путем вычитания наружного диаметра стержня клапана из внутреннего диаметра втулки, — измерения производите с помощью микрометра.
2. Сравните результаты вычислений с требуемым усилием, — при выходе их за пределы допустимого диапазона втулки подлежат замене. |
3. Для замены направляющих втулок разверните головку камерами сгорания вверх. Втулки выпрессовываются из головки при помощи специального приспособления. |
 |
4. Переверните головку сопрягаемой поверхностью вниз и установите калиброванный ограничитель величины выступания втулок. Удостоверьтесь в отсутствии трещин в стенках гнезд под посадку втулок. |
 |
5. Предварительно смазав чистым двигательным маслом, вложите новую направляющую втулку в оправку специального инструмента. Заправьте стержень инструмента внутрь втулки и запрессуйте последнюю заподлицо с торцевой поверхностью калиброванного ограничителя. Удостоверьтесь, что величина выступания новой втулки не выходит за пределы допустимого диапазона (см. Спецификации).
6. При помощи развертки (499767400 — для двигателей SOHC и 499767500 — для двигателей DOHC) разработайте отверстие направляющей втулки, — осторожно вращая смазанную двигательным маслом развертку по часовой стрелке и слегка прижимая, введите ее внутрь втулки. При извлечении развертки следует продолжать вращать ее в прежнем направлении (по часовой стрелке). Закончив разработку, удалите из втулок стружки. Если в ходе разработки втулки ее внутренняя поверхность остается блестящей и не появляется стружки, замените развертку или произведите ее правку.
Если на внутренней поверхности направляющей втулки имеются задиры, они могут быть удалены при помощи шлифовального бруска.
|
7. В заключение еще проверьте форму рабочих фасок седел клапанов. |
|
Впускные и выпускные клапаны
Геометрические параметры тарелок клапанов
|
1. Внимательно осмотрите тарелки стержни клапанов. В случае выявления дефектов, деформаций или износа замените клапан.
2. Клапан также подлежит замене, если ширина цилиндрической части его тарелки, — поясок, — оказывается ниже оговоренного в Спецификациях предельного допустимого значения.
3. Если клапаны находятся в удовлетворительном состоянии, следует произвести их притирку к своим седлам. Притирка выполняется с применением специальной абразивной пасты. И производится до появления на поверхности фаски ровного непрерывного кольца матовой окраски.
4. Закончив притирку, тщательно удалите все следы абразива и установите новые маслоотражательные колпачки. |
|
После притирки каждый клапан оказывается “привязан” к конкретному седлу!
|
Клапанные пружины
|
1. Проверьте клапанные пружины на наличие механических повреждений.
2. Измерьте длину пружин в свободном состоянии и под нагрузкой. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций. Дефектные и просевшие пружины замените.
3. Для проверки торцовки пружины ее следует установить вертикально на плоскую поверхность и измерить величину отклонения от вертикали при помощи угольника. Пружины с нарушением торцовки также подлежат замене. |
|
Маслоотражательные колпачки
|
1. Замена маслоотражательных колпачков производится при износе их рабочих кромок, при смещении или утрате распорных пружин, а также после восстановления рабочих поверхностей клапанов и замене направляющих втулок.
2. Посадка новых колпачков на выступающие части направляющих втулок производится при помощи специальной оправки после предварительного смазывания их чистым двигательным маслом. |
|
Колпачки впускных и выпускных клапанов отличаются по типоразмеру и могут быть идентифицированы по цветовой маркировке. Так, резиновая основа колпачков впускных клапанов имеет черный цвет, выпускных — коричневый. Пружинная часть всех колпачков имеет белый цвет.
|
Сборка
|
1. Установите заглушку в литье левой головки цилиндров.
2. Смажьте стержни клапанов чистым двигательным маслом, затем аккуратно заправьте клапаны в свои направляющие втулки, — постарайтесь не повредить рабочие кромки маслоотражательных колпачков.
3. Установите клапанные пружины и их тарелки.
Проследите, чтобы пружины устанавливались витками с укороченным шагом к головке!
|
4. При помощи специального инструмента поочередно сожмите пружины всех клапанов и посадите в приемные канавки на стержнях сухари разрезных замков, — временная (до отпускания пружины) фиксация сухарей может быть обеспечена при помощи мазка консистентной смазки.
Отпускайте сжимающий пружину инструмент следует отпускать медленно и осторожно!
|
5. Закончив установку сухарей, легонько обстучите пружину молотком с мягким бойком для усадки компонентов.
6. На двигателях SOHC установите на место распределительный вал с суппортом и ось коромысел привода клапанов.
7. Установите крышку головки цилиндров. |
|
Установка
Головка цилиндров
Порядок затягивания болтов крепления головки цилиндров на двигателях DOHC (см. текст)
 |
|
|
|
1. Заменив уплотнительную прокладку, установите головку цилиндров на свое штатное место на блоке.
2. Смажьте резьбовые части крепежных болтов, нижние поверхности их головок и шайбы двигательным маслом.
3. Вверните болты и затяните их в строго определенном порядке (см. ниже), с усилием 29 Нм. Действуя в прежнем порядке затяните крепеж с усилием второй стадии (69 Нм). На последнем этапе затягивания следует отпустить все болты на 180°, затем завернуть на тот же угол обратно. |
4. На двигателях SOHC затягивание производится в следующем порядке: сначала затяните болты (1) и (2) с усилием 34 Нм, затем болты (3), (4), (5) и (6) с усилием 15 Нм. Далее дотяните все болты в порядке их нумерации еще на 80 ÷ 90 (не более) градусов. |
 |
5. На двигателях DOHC сначала затяните болты (1) и (2) с усилием 36.8 Нм, затем болты (3), (4), (5) и (6) с усилием 20 Нм. Затем дотяните все болты в порядке нумерации на 80 ÷ 90 (не более)градусов.
6. На заключительном этапе на всех двигателях следует дотянуть болты еще на 80 ÷ 90 градусов.
Суммарный угол дотягивания болтов на последних двух этапах не должен превышать 180°!
|
7. Затяните болт крепления направляющей трубки щупа измерения уровня двигательного масла.
8. На двигателях SOHC установите на место компоненты привода ГРМ (см. Раздел Разборка привода ГРМ, — снятие, проверка состояния и установка компонентов). |
|
Впускной трубопровод
Двигатели SOHC
|
1. Установите патрубок охладительного тракта, — не забудьте заменить уплотнительные прокладки.
2. Установите впускной трубопровод, — также замените прокладки.
3. Установите датчик положения коленчатого вала и датчик детонации, — перед установкой датчиков следует обдуть их сжатым воздухом с целью удаления опилок и прочих посторонних частиц.
4. Подсоедините электропроводку, — проследите за надежностью крепления разъемов в своих кронштейнах.
5. Восстановите исходное подсоединение к блоку цилиндров шлангов и патрубков.
6. Установите генератор и компрессор К/В со своими опорными кронштейнами.
7. Установите рулевой насос.
8. Установите ручейковый приводной ремень. |
|
Двигатели DOHC
|
1. Установите распределительные валы, крышки головки цилиндров и сопутствующие компоненты.
2. Установите компоненты привода ГРМ (см. Раздел Разборка привода ГРМ, — снятие, проверка состояния и установка компонентов).
3. Установите патрубок охладительного тракта, — не забудьте заменить прокладки.
4. Заменив уплотнительные прокладки, установите на свое место впускной трубопровод.
5. Установите расширительный бачок системы охлаждения.
6. Установите датчики положения коленчатого и распределительного валов и датчик детонации, — перед установкой датчиков следует обдуть их сжатым воздухом с целью удаления опилок и прочих посторонних частиц.
7. Подсоедините электропроводку, — проследите за надежностью крепления разъемов в своих кронштейнах.
8. Восстановите исходное подсоединение к блоку цилиндров шлангов и патрубков.
9. Установите генератор и компрессор К/В со своими опорными кронштейнами.
10. Установите рулевой насос.
11. Установите ручейковый приводной ремень. |
|