Система кондиционирования
Система кондиционирования воздуха постоянно находится под высоким давлением.
Ни в коем случае не отсоединяйте рефрижераторные линии и не снимайте никакие компоненты системы, предварительно не выполнив разрядку последней.
Разрядка системы кондиционирования воздуха должна производиться силами опытного специалиста в условиях мастерской автосервиса.
При рассоединении рефрижераторных линий обязательно надевайте защитные очки!
|
Перечисленные ниже контрольные проверки должны производиться на регулярной основе с целью поддержания системы кондиционирования воздуха в исправном состоянии:
a) Проверьте состояние ремня привода компрессора. В случае выявления дефектов или признаков износа произведите замену (см. Главу Текущее обслуживание).
b) Проверьте усилие натяжения приводного ремня, в случае необходимости произведите соответствующую регулировку (см. Главу Текущее обслуживание).
c) Проверьте шланги рефрижераторного тракта на наличие трещин, вздутий, признаков отвердевания и старения резины, оцените состояние штуцерных соединений. Дефектные компоненты замените;
d) Проверьте пластины теплообменника конденсатора на наличие застрявших между ними останков насекомых, старых листьев и прочего мусора. В случае необходимости прочистите зазоры тонкой кисточкой, либо продуйте их сжатым воздухом;
e) Проверьте уровень заряда системы.
Система кондиционирования воздуха должна включаться как минимум на 10 минут не реже чем раз в месяц (даже в зимнее время года). Длительное бездействие К/В приводит к отвердеванию и выходу из строя уплотнительных колец и манжет соединительного тракта.
Имеющие место утечки в тракте наилучшим образом проявляются при увеличении рабочих параметров системы (температура и давление), — оставьте кондиционер включенным на 5-10 минут при работающем двигателе. Источники утечек может быть выявлены по потекам масла.
Ввиду сложности конструкции системы и необходимости использования специального оборудования, ее обслуживание, глубокая диагностика и восстановительный ремонт лежат вне пределов квалификации среднестатистического механика-любителя и должны производиться в условиях мастерской автосервиса. В компетенцию владельца автомобиля попадают лишь перечисленные ниже в настоящем Разделе простейшие проверки и замены.
Если система не функционирует вовсе, проверьте состояние соответствующего предохранителя и реле в монтажном блоке, расположенном в двигательном отсеке автомобиля.
Наиболее типичной причиной нарушения исправности функционирования К/В является снижение уровня заряда рефрижераторного масла. Приведенные ниже простейшие проверки позволят быстро выявить признаки снижения уровня хладагента.
Проверка уровня заряда хладагента
Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры.
Включите К/В на максимальную хладопроизводительность. Выберите максимальный скоростной режим вентилятора. Откройте двери, чтобы избежать циклических отключений системы при охлаждении замкнутого в салоне воздушного объема.
Срабатывание муфты сцепления компрессора К/В сопровождается отчетливо слышимым щелчком, после которого центральная часть муфты должна начать вращаться. После того, как температура системы достигнет рабочего значения, ощупайте две подсоединенные к испарителю на переборке двигательного отсека трубки.
|
Более тонкая трубка, идущая к испарителю от выходного штуцера конденсатора, должна быть на ощупь достаточно холодной. Трубка потолще, идущая от выпускного штуцера испарителя назад к компрессору, должна быть еще немного (на 2 ÷ 6 градусов) холоднее. Если выпускная трубка на ощупь заметно теплее впускной, следовательно, система нуждается в подзарядке. Введите термометр в выходной воздуховод через центральный дефлектор на панели приборов. При включенном К/В температура выходящего из дефлектора воздуха должна быть на 2 ÷ 4.5 градуса ниже температуры окружающей среды (вплоть до значения 4.5°С). В очень жаркую погоду (выше +40°С), допустимо повышение выходной температуры до уровня 15.7 °С, но не более. Если кондиционер не обеспечивает требуемую интенсивность охлаждения воздуха, следует произвести подзарядку системы. Для более подробной диагностики состояния системы автомобиль следует отогнать в специализированную мастерскую. |
|
Загляните в смотровое окно на крышке сборки ресивера-осушителя, — вспенивание хладагента внутри ресивера свидетельствует о падении его уровня. В жаркую погоду пузыри в смотровом окне могут присутствовать даже при нормальном уровне рабочей жидкости, — после отключения системы вспенивание должно прекратиться. |
Добавление хладагента
Начиная с 1994 г. системы кондиционирования на всех моделях были переведены с хладагента R-12 на экологически чистый R-134а.
Ввиду различия рабочих характеристик хладагенты не являются взаимозаменяемыми. Кроме того, конструкция штуцерных узлов и насадок к баллончикам не позволяет случайно заправить в систему масло не того типа.
При замене компонентов в систему следует добавлять ровно такое количество хладагента соответствующего сорта, которое было утрачено при снятии компонента. Перед заправкой системы внимательно ознакомьтесь с отпечатанной на баллончике инструкцией.
|
Во многих регионах свободная продажа хладагента R-12 может быть запрещена и заправку системы следует производить в условиях специализированной станции техобслуживания.
Хладагент типа R-134а можно приобрести практически в любом магазине автомобильных химикалиев.
|
|
1. Приготовьте стандартный зарядный набор R-134а, — спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров. В состав набора входят баллончик с рефрижераторным маслом объемом 14 унций (ounce), вентильная насадка и отрезок шланга, подсоединяемый между вентилем и сервисным штуцером низконапорной части рефрижераторного тракта. Зарядный сервисный штуцер обычно включен в большую тюбинговую линию рефрижераторного тракта, идущую к переборке двигательного отсека. Так как одного баллончика масла может оказаться недостаточно для окончательной зарядки системы, имеет смысл на всякий случай закупить сразу пару. Проследите, чтобы хотя бы в одном из баллончиков масло было подкрашено в красный цвет, что позволит быстро выявить утечки хладагента в случае возникновения таковых. |
|
Ни в коем случае не заправляйте в систему более двух баллончиков хладагента!
|
2. В соответствии с инструкциями изготовителей подсоедините зарядный набор к НИЗКОНАПОРНОЙ части рефрижераторного тракта.
3. Закройте вентиль на переходной насадке и наверните последнюю на головку баллончика, предварительно удостоверившись в наличии уплотнительного кольца/резиновой прокладки.
Обязательно наденьте защитные очки!
|
4. Снимите пылезащитный колпачок со штуцера низконапорной части рефрижераторного тракта и подсоедините к нему оборудованный разъемом быстрой стыковки шланг зарядного набора.
Конструкция штуцерных узлов не позволит произвести подключение набора к высоконапорной части тракта.
|
5. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и включите К/В. Проследите, чтобы шланг зарядного набора не соприкасался с лопастями вентилятора системы охлаждения и прочими движущимися компонентами в моторном отсеке.
6. Вращением вентильной насадки проткните головку баллончика, открыв тем самым подачу хладагента (должен послышаться характерный звук вырывающегося газа). В процессе всей зарядки держите баллончик строго вертикально, время от времени встряхивая его. Зарядку следует прерывать, когда температуры впускной и выпускной трубок испарителя сравниваются. Между сериями зарядки делайте паузу, необходимую для стабилизации системы.
Ни в коем случае не закачивайте в систему более двух баллончиков хладагента! Во избежание обледенения баллончика в процессе заправки оберните его смоченным в теплой воде полотенцем.
|
7. При наличии под рукой точного термометра введите его в через дефлектор в центральный воздуховод К/В и следите за температурой подаваемого в салон воздуха.
8. Когда баллончик опустеет, перекройте вентиль и отсоедините шланг от низконапорного штуцера системы. Сразу же наденьте на штуцер пылезащитный колпачок.
9. Отсоедините от баллончика вентильную насадку, в случае необходимости переставьте ее на второй баллончик и продолжите заправку. По завершении процедуры поставьте незаконченный баллончик вертикально на стеллаж и по мере надобности используйте его для подзарядки системы. |
|
Система отопления
|
1. Если отопитель не обеспечивает должный нагрев подаваемого в салон воздуха, причиной такого отказа может являться одна из следующих:
a) Термостат заклинен в открытом положении, что не позволяет подаваемой в теплообменник отопителя охлаждающей жидкости двигателя нагреться до нормальной температуры. Замените термостат (см. Раздел Проверка исправности функционирования и замена термостата).
b) Имеет место нарушение проходимости охладительного тракта, что блокирует подачу охлаждающей жидкости в теплообменник отопителя. Ощупайте шланги, подсоединенные к патрубкам на задней переборке двигательного отсека — оба они должны быть горячими, в противном случае проходимость тракта нарушена (заблокированы шланги, теплообменник, либо управляющая заслонка отопителя). Отсоедините шланги и произведите обратнопоточную промывку теплообменника. Промойте также оба шланга;
c) Если восстановить проходимость теплообменника путем промывки не удается, следует произвести его замену (см. Раздел Проверка исправности функционирования и замена термостата).
2. Если скорость вращения вентилятора отопителя не соответствует выбранному положению соответствующего переключателя на панели управления системы, проверьте состояние предохранителя, соединительной электропроводки, реле, переключателя и резистивной сборки.
3. Если выход воздуха через дефлекторы вовсе отсутствует, предпримите следующие действия:
a) Включите зажигание и активируйте вентилятор отопителя. Прижмите ухо к дефлектору и попытайтесь на слух определить, функционирует ли приводной мотор;
b) Если звуки, подтверждающие исправность функционирования мотора отсутствуют, а резистивная сборка в порядке, следует заменить мотор (см. Раздел Снятие и установка вентилятора отопителя).
4. Увлажнение коврового покрытия на полу под теплообменником отопителя, либо выход пара через дефлекторы воздуховодов говорят об утечках теплообменника. Снимите теплообменник (см. Раздел Снятие и установка отопителя) и замените его новым (теплообменник отопителя восстановительному ремонту не подлежит).
5. Проверьте проходимость дренажного шланга, идущего от сборки отопителя/испарителя и проложенного справой стороны переборки. Блокировка данного шланга может приводить к выходу пара из дефлекторов воздуховодов при включении отопителя. |
|
Устранение запахов системы кондиционирования воздуха
Неприятные запахи, зачастую возникающие при включении К/В вызываются образованием колоний плесени на пластинах теплообменника испарителя. Теплая влажная среда создает благоприятные условия для возникновения и развития грибковых микроорганизмов.
|
1. Доступ к теплообменнику испарителя на большинстве моделей крайне ограничен. Процедура гарантированного полного удаления плесени, выполняемая в условиях мастерской автосервиса является достаточно трудоемкой, отнимает много времени и требует применения сильнодействующих дезинфицирующих средств. В принципе, достаточно эффективная обработка может быть выполнена и в домашних условиях собственными силами владельца автомобиля.
2. Специальные дезинфицирующие средства в аэрозольной расфасовке, предназначенные для обслуживания систем кондиционирования воздуха, можно приобрести практически в любом магазине автомобильных аксессуаров. Следует помнить, что цена средства обычно прямо пропорциональна его эффективности. Переключите систему в режим замкнутой циркуляции воздуха и на десять минут включите вентилятор отопителя на максимальную скорость. С целью просушки системы включите обогрев на максимальную интенсивность. Отсоедините электропроводку от компрессора с целью предотвращения его срабатывания.
3. Подача средства обычно осуществляется через длинный шланг. Снимите резисторную сборку электромотора привода вентилятора отопителя (см. Раздел Снятие и установка вентилятора отопителя) введите сопло подающей насадки в образовавшееся отверстие и сместите его влево, направив на теплообменник испарителя. Подача средства осуществляется в соответствии с инструкциями его изготовителя. Постарайтесь максимально полно обработать всю поверхность теплообменника. Длительность каждого цикла обработки и интервалы между сериями должны быть указаны на этикетке тары.
4. Наилучшей профилактической мерой против возникновения колоний плесени в теплообменнике испарителя является регулярная проверка проходимости дренажной трубки, а также кратковременное включение режима удаления конденсата после каждой дальней поездки с работающим кондиционером с целью просушки испарителя. |
|